Мифы, связанные с цветокорекцией
Недостаток знаний часто порождает домыслы. Иногда радость от удачного снимка переходит в огорчение при виде распечатанной работы. Мы ругаем сотрудников печатного салона или типографии, что порой имеет основание. Но так ли часто в наших проблемах виноваты другие? Давайте разберемся.
В основе наших обвинений лежит убеждение, что файл, который хорошо отражается на экране монитора, при печати выглядит отвратительно. Он потерял контраст, цвет стал блеклый или совсем изменился. И вообще все печатники – бяки. Итак, отбросим эмоции и разберемся в причинах плачевного результата.
Начнем с того места, где мы печатаем изображения. Что может здесь повлиять на результат нашей работы?
Первый фактор – технический. А именно - повторяемость качества оттиска при печати, как в типографии, так и в печатном салоне. Современные печатные машины, принтеры и др. - надежные устройства, при профессиональном уровне обслуживания дающие стабильно качественный результат. Это доказано репутацией компаний - производителей печатного оборудования, и у нас нет повода для сомнения в современной технике. В нормальных условиях она не подводит. Здесь надо учитывать следующее правило: на дешевых устройствах, рассчитанных для домашнего применения, нельзя получить высокий результат. И если нашей целью является снимки высокого уровня качества, то мы выбираем предприятие с соответствующим оборудованием.
Второй фактор – технологический- набор производственных циклов для получения качественного продукта. Сюда входит: программное обеспечение, помещение (его освещение, влажность и др.), технический контроль за качеством и соблюдением производственных циклов. При выборе предприятия печати следует учитывать его известность, обращать внимание на качество печатной продукции, а также его технологический парк. Здесь нужно придерживаться правила: «избегаем контор вроде каморки папы Карло, где нас могут ожидать неприятные сюрпризы».
Третий фактор – субъективный. Говоря иначе, играет роль профессиональный опыт сотрудников. Если их уровень на высоте, а стремление к нему стимулируется системой поощрения, то в качестве работы нет сомнения. Такой подход свойствен предприятиям с устойчивым положением на рынке, услугами которых пользуется широкий круг клиентов.
Отсюда следует вывод: готовя файл к печати, надо учитывать условия, при которых его напечатают. Из моего опыта следует, что в 95% случаев заказчики сами виноваты в плохих результатах при печати. Нужно запомнить: вы - единственный участник процесса и только вы влияете на качество. Остальные вам только помогают.
Идем дальше. Наш монитор… насколько качественно он отражает реальность? Есть расхожее мнение, связанное с особенностью работы на платформе от Apple, что только на Маке можно получит наиболее качественное изображение. Это полная ерунда. При правильном выборе инструментов обработки изображения нет никакой разницы в производителях мониторов. Значение имеет правильная настройка самого устройства. Запомните правило: «лучшее – враг хорошего». Если вы, экспериментируя с регулировками, довели вашего «подопечного» до состояния коллапса, то это ваши проблемы, а не производителя.
Слепая вера в калибровку мониторов и других устройств ввода и вывода может сыграть с вами злую шутку. Тема калибровки запутана обилием информации, сложной для понимания. Получается какое-то поле для теоретических дискуссий, а не инструкция к практическому применению. При калибровке монитора основное внимание следует обращать на значения цветовой температуры, а также на точку белого света и уровень черного. Цветовые значения следует выбирать исходя из особенностей освещения помещения и субъективного восприятия, но окончательную настройку цветов следует ввести в Photoshop. Ни в коем случае не калибруйте монитор под устройство вывода. Для настройки технологического процесса есть механизм экранной цветопробы. Правильное использование этого механизма дает максимально точный результат. И еще один совет: используйте для просмотра окончательной работы режим цветовой модели CMYK.
Я не утверждаю, что калибровка не нужна в принципе. Но я убежден, что она не заменит умение корректировать изображение под соответствующий процесс печати. Особенно я обращаю внимание на увлечение профилированием процесса. Необходимо понимать, что стоит за каждым цветовым профилем, насколько он соответствует технологическому процессу. Зачастую распечатанная цветопроба дает нам больше информации, чем непонятные значения цветовых таблиц.
Мы часто не придаем должного значения соответствующей подготовке файла,
оправдывая это сложностью цветокоррекции, оправдывая это тем, что в хитрости ее алгоритмов могут разобраться лишь единицы. Это не так . За внешней сложностью стоит простое знание основ технологии. Так, за умелым смешением каналов стоит понимание, как будут они выглядеть в различных цветовых пространствах. А кривые не сложнее, чем любой инструмент распределения яркости в Photoshop. Если вы будете обращать внимание на детали в каналах и освоите инструментарий для работы с изображением, то вам будут по плечу любые проблемные изображения.
Опыт достигается практикой!