Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится. Кто перед днем Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует. - Чернобыльник (он же - чернобыл, он же - будыльник, artemisia vulgaris) - вид крупной полыни. Корень ее дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз.
Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде. Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. - Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus), - колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Значительную роль здесь играет, как и во многих сходных случаях, эффект самовнушения: когда человек знает, что его оберегает какой-либо амулет (например, залитый воском чертополох в ладанке), он более спокоен, и, соответственно, менее подвержен отрицательным эмоциям. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов.
Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится. Если толченый вареный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут. При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле. Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет. Ешь натощак печеный чеснок -голос звонким будет. Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов. - Примет и поверий, связанных с чесноком, очень много. Одинаково почитаемо это растение и славянами, и египтянами, и англичанами, и немцами, и персами, и турками, и греками, и многими другими народами. Причина в том, что чеснок - природная аптека, кладовая витаминов. В наше время столь же часто, как в старину, чеснок применяется в борьбе с простудой. Что касается способности чеснока отпугивать нечистую силу, предохранять от сглаза и порчи, то способность эта приписывается ему благодаря стойкому резкому запаху, который отвлекает "глаз-ливых" людей и саму нечисть. С древних времен к чесноку относились как к драго-ценному продукту, это и закрепило его мистический культ.
Приметы о жилище.
Первым в новый дом входит старый человек - Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он стем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.
Первой в новый дом впускают кошку - В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель. Я специально наблюдал за дальнейшей судьбой кошек, которые первыми были впущены в новый дом. Погибших среди них не было. Более того, одна прожила фантастически долгую жизнь - около двадцати лет.
На первую ночь в новом доме надо петуха запереть - Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное - принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее "кровавой", не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.
На Федору не выноси из избы copy - В каждой избе есть "дедушка", "хозяин" - домовой. Живет он, где сам захочет, - за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме - веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и "дедушку", не то он обидится и пакостить начнет.
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси - Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет - К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно что вымывать, выметать его из дому - Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).
Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда - Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.
Здороваться и прощаться на пороге - к ссоре - Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) - мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза - Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
Хранить разбитую посуду - к несчастью - Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: "Посуда бьется - к счастью". Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.
Не сиди на пороге - заболеешь - О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести - Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это - излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку - тогда и порчу не почему будет наводить.
Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать - Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу - Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
Въехал в новый дом - потолок целый год белить не надо - В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).
Не сиди, девица, на подоконнике - замуж не выйдешь - Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых - испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь - Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: "Всякая метла по-своему метет": То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется - В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь - Мести к порогу - значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое - хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
Приметы связанные с пищей
Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. - Мы уже говорили об этой примете в связи с заботой о беременных, но это относится и ко всем людям. Вероятно, поверье имеет прежде всего этический смысл. Еда - важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он - вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.
С ножа не ешь - злым будешь. - Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.
Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. - Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычная педагогическая "обманка": мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.
Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.
Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь. - Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох - еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. - Как мы уже говорили, порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.
Не ешь во время учения: заешь выученное. - Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на фи-зиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.
Ложку на столе после обеда забыть - к гостю. - Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, - значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, - для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.
Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится. - С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна - это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны - это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. "На возрастающей Луне" (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем "на уходящей Луне". Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. - На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот - соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.
Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово "мясо" - надо говорить "скоромь". Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится. - Все эти поверья построены, естественно, на желании поддержать тех, кто постится, то есть не вкушает скоромного, говеет, средопятничает (соблюдает пост в среду и пятницу) и т.д. В данном случае мы видим сплетение церковных предписаний с народным творчеством, которое по-своему поясняет и оправдывает эти предписания. Медицина подтверждает необходимость и строгую продуманность постов, которые направлены на поддержание здоровья.
Бумагой стол вытирать - к ссоре. - Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. - Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. - Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); "идти посолонь" (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: "идти по Солнцу". "Хлеб да соль!" - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.
Чай пролить - к недоразумению. - Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.
Чаинка в стакане плавает - к подарку. - Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.
Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным. - Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ - упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) - к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) - к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.
Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась. - Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого - в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и еще одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, - поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь. - Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).
Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется. - Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом - искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него - не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери - можно навлечь этим еще большую потерю. К то му же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать "запланированной" ссоры.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь. - Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.
Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. - Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: "черт в ведро плюнет"). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка - для книги "Сказки, легенды, мифы и предания славян" - несколько подобных случаев, рассказанных "очевидцами". На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.
Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит. - Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. "Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном", и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом - не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась - такой, например, шуткой: "Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет".
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить. - С осиной в народе связано множество поверий и примет христианского времени, из которых следует, что она - проклятое дерево; недаром, по преданию, на осине Иуда повесился. Но замечательный наш фольклорист С.В. Максимов пишет на сей счет совсем другое: "Осина, или дрожащий тополь, в отличие от прочих деревьев имеет некоторую особенность в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее, чем пластинка, и широко сплюснут... Это и есть причина того, что от малейшего ветерка лист начинает дрожать. Так объясняется это явление ботаниками. Народ твердит свое, слепо веруя преданиям предков и не наводя справок о том, растет ли в Святой Земле этот вид из подсемейства ивовых... Народ упрямо верует, что на этом дереве повесился Иуда-предатель. С тех пор осина со всем нисходящим потомством, во всех странах света была неправедно проклята. При этом забыли, что она приносит сравнительно с другими древесными породами наибольшую человечеству пользу, особенно нашему русскому. В деревнях из нее вся домашняя посуда, а в городах - даже и та бумага, на которой печатаются эти строки". Кроме того, осина - и лучший материал для дуг. И она действительно имеет свойство сохранять капусту - благодаря особенностям своей коры.
Источник:
http://astroguide.ru Добавил: Slavunkin
здесь