Автор Тема: Электронный блок управления  (Прочитано 3507 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн avtodoctor

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • Пол: Мужской
Электронный блок управления
« : 13 Марта 2011, 17:52:24 »
     Электронный блок управления (ЭБУ или PCM – Powertrain Control Module)
 – это «мозг» системы управления двигателем и другими агрегатами современного автомобиля, и если этот мозг неисправен, ожидать правильной работы управляемых им компонентов, будь то электропитание, трансмиссия или система рециркуляции выхлопных газов и прочих компонентов не приходится. Блок PCM не подлежит ремонту в условиях авторемонтной мастерской и подлежит замене, но только в том случае, если подозрения о его неисправности окончательно подтверждены.
 Слишком часто при диагностике неисправности автомеханики склонны обвинять в ее возникновении именно тот узел, в котором они меньше всего разбираются. Если двигатель работает неправильно и причина этому не очевидна, стало быть, виноват компьютер. Замена узлов в надежде, что неисправность исчезнет, выгодна для торговцев запчастями, но ровно до тех пор, пока клиент не возвращает продавцу купленный блок PCM, поскольку его замена не решила проблемы. Возврат таких сложных и дорогостоящих компонентов, как PCM – процесс длительный и проблематичный.
 Более 50% блоков PCM, возвращенных покупателями, так как замена не устранила проблемы с двигателем, оказались абсолютно исправными. Абсолютно очевидно, что люди меняют блоки с призрачной надеждой, что их неисправность исчезнет сама собой.
 Проблема возврата блока, который хотя бы раз устанавливали на автомобиль заключается именно в проверке его нынешней работоспособности. Кто-нибудь запросто мог перепутать провода при установке, либо подать на блок слишком высокое напряжение, либо бог знает чего еще натворить. Компьютер следует тщательно проверить, прежде чем он сможет снова попасть на прилавок магазина и быть продан кому-либо еще. К сожалению, эту процедуру проделать не так-то просто. Для проверки блока PCM его подключают к сложному диагностическому оборудованию, проверяющему все его входящие и исходящие цепи. Это значит, что блок надо отправить в гарантийный сервисный центр производителя, тщательно протестировать и, в случае его исправности, упаковать заново и вернуть в продажу.
 Следует также иметь в виду, что многие торговцы отказываются делать возврат или замену любых электронных блоков, что не противоречит Закону О защите прав потребителей.

  Причины «смерти» электронных блоков управления
 Для того, чтобы не спалить новый блок надо, прежде всего выяснить и устранить причину смерти предыдущего. Во многих случаях сделать это совсем не просто, а иногда и вовсе невозможно, но попытаться все же стоит, чтобы минимизировать риск повторной замены.
 Блоки PCM горят обычно по двум причинам: перенапряжение (в случае короткого замыкания в цепи какого-либо соленоида) или из-за воздействия внешних факторов на сам блок (коррозия, перегрев или механическое повреждение от удара или вибрации). Если короткое замыкание в цепи соленоида не было устранено, существует большая вероятность перенапряжения и выхода из строя нового блока.
 Что касается внешних факторов, то прежде всего следует опасаться влаги. Проникая внутрь блока, она приводит к коротким замыканиям цепей и неотвратимой коррозии деталей и соединительных элементов. Большинство сервисных центров производителей отказываются ремонтировать электронные блоки с утопленных автомобилей – только замена. Перегрев или вибрация образуют микротрещины в печатных платах блока и местах пайки. Эти неисправности устранимы, и связаны прежде всего с конструктивными особенностями самого блока, нежели проблемами эксплуатации.

  Идентификация блоков управления
 На сегодняшний день существует великое множество различных блоков PCM, каждый из которых предназначен для определенной модели автомобиля, его двигателя, а иногда и комплектации. В свете вышесказанного, точный подбор замены вышедшего из строя блока – важнейшая задача, чтобы избежать последующего возврата. Многие блоки выглядят совершенно одинаково снаружи (один и тот же размер, идентичное количество и расположение соединительных контактов), однако внутри могут быть скоммутированы и настроены различно.
 Если установить несоответствующий блок управления на автомобиль, он даже может заработать, но работать будет неправильно. В отношении электронных блоков, достаточно похожий вовсе не означает достаточно хороший. Заменяемый блок должен быть абсолютно идентичным.
 Для точной идентификации заменяемого блока необходимо знать не только название и марку автомобиля, год его выпуска и объем двигателя, но также точный код производителя, обозначенный на самом блоке. Только зная этот код можно с успехом подобрать замену.
 Для каждого блока имеется специальная микросхема PROM (Program Read Only Memory – Постоянное Запоминающее Устройство – ПЗУ) для хранения параметров настройки данного автомобиля. Во многих случаях эта микросхема не поставляется в комплекте с новым блоком и при замене требуется переставить ее из старого. В более современных автомобилях для хранения настроек используется флэш-память или EEPROM (Electronically Erasable Program Read Only Memory – Перезаписываемое Запоминающее устройство – ППЗУ). При этом, после замены блока следует произвести перезапись параметров этого ППЗУ для соответствия настроек нового блока параметрам конкретного оборудования.
 К сожалению, данная процедура перепрограммирования зачастую, может быть выполнения только на авторизованном сервис-центре производителя. Дело в том, что автопроизводители не хотят, чтобы персонал независимых авторемонтных мастерских копался в настройках бортовых компьютеров, опасаясь увеличения вредных выхлопов и прочих изменений характеристик производимых ими автомобилей. В подтверждение этому можно привести трансмиссионный модуль компании Daimler-Chrysler, для настройки которого требуется применение специального сканера и наличие дилерских кодов для настройки передаточного числа шестерен, что влияет на показание спидометра.

  Ремонт электронных блоков управления.
 Поскольку производство блоков PCM – процесс достаточно дорогостоящий, большинство продаваемых запасных блоков это восстановленные на заводе старые блоки. Процесс их восстановления отнюдь не аналогичен переборке генераторов или водяных помп, поскольку внутри корпуса блока нет изнашивающихся механических деталей. В данном случае восстановление заключается в тестировании на специальном оборудовании, обнаружение и замена вышедших из строя цепей и повторное тестирование на предмет полной работоспособности.
 Что касается клиента, то процесс ремонта блока PCM заключается либо в замене блока на работоспособный на складе поставщика либо, если подходящей замены в данный момент нет, неисправный блок отсылается производителю для заводского ремонта. Срок получения отремонтированного блока варьируется в зависимости от расположения предприятия производителя, а цена приблизительно равна стоимости замены.
 Некоторые блоки, однако, не подлежат ремонту. Как мы упоминали раньше, производители скорее всего откажут вам в ремонте «утопленника».

  Советы по замене.
 Замена блока PCM сводится прежде всего к подсоединению нового блока к соответствующему разъему автомобильной проводки. На некоторых автомобилях это уже само по себе трудоемкое занятие, так как место подсоединения блока может оказаться в труднодоступном месте, например за приборной панелью, консолью управления или панелью управления климатической установкой. В некоторых случаях блок располагается под задним сидением, которое потребуется демонтировать.
 Вне зависимости от того, где расположен блок, установщик обязательно должен (но очень часто забывает) отсоединить клемму аккумулятора автомобиля перед процедурой замены.
 Как только блок установлен аккумулятор можно подсоединить на место, но процедура замены отнюдь не закончена. Многим блокам PCM после установки или отключения электропитания требуется пройти процедуру подстройки к параметрам данного автомобиля. В некоторых случаях подстройка происходит при запуске мотора на холостых оборотах, иногда требуется совершить небольшую поездку. Для каждого автомобиля процесс подстройки описан в руководстве по сервисному обслуживанию, но это отнюдь не означает, что оно есть у каждого установщика и установщик его изучил. Так что нет смысла ожидать от автомобиля безупречной работы сразу после замены компьютера и запуска двигателя и разумно проехать немного со скоростью 50-60 км/ч перед тем, как думать о худшем. Большинству автомобильных компьютеров этого достаточно для полной перекалибровки.
 Некоторые электронные блоки продолжают точную подстройку параметров и в дальнейшем, когда вы проедете значительное расстояние. Если помимо двигателя такой блок управляет еще и АКПП (адаптивная трансмиссия), такая точная подстройка позволяет не только оптимально рассчитать топливную смесь, но и учитывать особенности индивидуального водителя для своевременного переключения передач.
 Если же после замены блока на приборной панели вновь загорается лампочка неисправности, проблема не устранена и виновен в этом не PCM (за исключением того случая, когда код неисправности при диагностике указывает на внутреннюю ошибку блока). Так что до тех пор, пока первичная неисправность не будет обнаружена и устранена, ни один блок PCM не будет работать без ошибок.
 Таким образом, если существует проблема с качеством топливной смеси, причиной может стать неисправный лямбда-зонд или датчик температуры охлаждающей жидкости. Если момент зажигания не соответствует норме, возможен отказ датчика разряжения во впускном коллекторе, сбой регулировки датчика положения топливной заслонки или чрезмерная чувствительность датчика детонации. А если все системы работают бог знает как, ищите причину в низком зарядном токе из-за неисправности генератора или плохого соединения с аккумулятором.
 Помните, правильной работы электронному управляющему блоку требуются сигналы всех датчиков, нормальное напряжение питания и соединение с «массой» а также возможность посылать управляющие импульсы всем исполнительным механизмам.

  Источник: http://avtodiagnostika.ru/