Автор Тема: Ремонт трехскоростного китайского вентилятора  (Прочитано 102379 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн jondoor

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 94
  • Пол: Мужской
     Достался мне почти даром некондиционный вентилятор West SF-1602T китайского производства, продаваемый нашей фирмой Ост-Вест. Обмотки двигателя не звонились. По наружным проводам только серый-синий 0,1к. Внешний конденсатор одним концом к черному общему и вторым к просто к одному выводу из обмоток (после вскрытия, см.далее). Больше ничего полезного. Снял задний кожух двигателя (на нем еще прикручен поворотный механизм и внешний конденсатор) и среднюю часть (пластины с катушками). Передний кожух с ротором остались на передней панели вентилятора за ненадобностью в манипуляциях.
 При деталном осмотре контактов проводников обнаружились несколько обрывов (сгнили) выводов катушек под кембриками. Восстановил контакты. Добавилось определение: черный (общий)-красный 1,0к. Естесственно ничего не работает.
 В итоге был предпринят почти вандальный, но единственный, поэтому правилный вариант - распаять все выводы катушек. Зарисовал выводы с точностью до 90%. Три проводника выходили почти из одной точки - их я не подписывал (ну, неудобно было), просто зарисовал местоположение. После освобождения выводов обмоток "из плена" все зазвонилось. Четыре обмотки - 1.0к, 0.2к, 0.1к и 0.7к. Используя свои зарисовки и логические вычисления (по поводу трех проводников из одной точки) восстановил схему подключения обмоток и конденсатора (см. рис.)

 

 На всякий случай, для возможных экспериментов подключения все восемь выводов обмоток витой парой вывел за кожух двигателя. На обмотках все провода изолировал термоусадкой и закрепил по окружности толстой ниткой.
 Собрал в обратном порядке). Все заработало.
 НО, СИЛЬНО ГРЕЕТСЯ двигатель!!! Минут через пять-десять уже горячий. Рукой обхватывать терпимо, но железные пластины горячее, и палец на них долго не удержишь. Где косяк?
 Затирки ротора проверял. Стянул железо нормально. Лучше не получалось. Свободный ход вроде как хороший. Это с учетом того, что конструкция без подшипников, на обычных втулках. Повторюсь, схему восстановил почти 100% оригинал. Если понадобится, приведу свою зарисовку выводов обмоток (для электриков, куривших тему)). Может китайский робот чего напутал? Может по другому надо подключать? Вывод концов обмоток за пределы двигателя на 20 см вроде не должен влиять на нагрев. Проверял сопротивления на вилке у аналогичного, но рабочего вентилятора (с таймером) - примерно аналогично (1к, 1.2к, и 1.3к). На простых вентиляторах сопротивление раза в два меньше. Пусковая обмотка с конденсатором вроде как может использоваться в качестве рабочей, если мощность устройства не больше 1.5 кВт. Если обмотки соединять между собой как-то по другому, то это уже будет неоригинальная схема. Но может будет лучше? А может так и должен греться (не уверен)?
 Прошу помощи у гуру!    

Оффлайн Snow_Irbis

  • Дружинники
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9061
  • Пол: Мужской
     Как то странно что рабочая обмотка имеет большее сопротивление , обычно пусковая имеет большее сопротивление , возьми и посмотри проводом какого сечения намотаны обмотки , обмотка с проводом наименьшего сечения будет пусковой , обмотки с большим сечением будут рабочими , нагрев может быть вызван неправильным включением ( перепутаны рабочая и пусковая обмотка ,неправильно скомутировал , то есть перепутал начало-конец обмоток ) , появился короткозамкнутый виток ( как в пусковой так и в рабочей обмотке ) . Рекомендую сделать следующее , как определишься с сечением проводов то собери вот такую тест схему ( осмелюсь предположить что пусковая обмотка это та которая имеет сопротивление в 1 кОм , а рабочая 700 Ом , остальные обмотки вспомогательные ) :

 

  Затем включи SA1 , после чего включи SA4 и после того как двигатель начнет крутится выключи SA4 и дай двигателю поработать , и понаблюдай будет ли греться или нет . Затем выключи двигатель , после чего включи SA2 ( SA1 разумеется выключи ) и SA4 после того как двигатель начнет вращаться выключи SA4 , понаблюдай за нагревом , затем опять выключи и включи SA3 ( SA1 и SA2 разумеется должны быть выключены ) и SA4 как двигатель начнет крутится SA4 выключи , и так же понаблюдай за нагревом , ну а потом результаты опытов в студию

  ПИ Ну и не забудь измерить ток если есть чем    

Оффлайн хотаб

  • Дружинники
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 1920
  • Пол: Мужской
     не знаю конечно..но у меня была такая беда я просто смазал все что крутится и вертится щас работает как новый
 до этого он 4 года работал ..и в одно прекрасное время встал грется начал и крутится плохо ..когда разобрал его немного был в шоке вся смазка затвердела ..пришлось всю старую счищать и новую наносить (свободный ход не влияет достаточно просто на поворот влева вправо если клинить будет )    

Оффлайн jondoor

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 94
  • Пол: Мужской
     Snow_Irbis, хотаб, спасибо, ребят, что откликнулись!
 
Цитировать
не знаю конечно..но у меня была такая беда я просто смазал все что крутится и вертится щас работает как новый
 до этого он 4 года работал ..и в одно прекрасное время встал грется начал и крутится плохо ..когда разобрал его немного был в шоке вся смазка затвердела ..пришлось всю старую счищать и новую наносить (свободный ход не влияет достаточно просто на поворот влева вправо если клинить будет )

 Ну, это явно не мой случай. У меня вентилятор новый, но изначально был некондиционный. Сейчас после отключения пропеллер еще крутится достаточно прилично (учитывая наличие втулок, а не подшипников). Если ротор и цепляет статор, то это совсем никак незаметно невооруженным глазом и ухом. Радиалных люфтов оси не ощущаю.

 
Цитировать
Как то странно что рабочая обмотка имеет большее сопротивление , обычно пусковая имеет большее сопротивление

 В том-то и дело, что обмотка на 1.0к звонилась на черный-красный изначально. Входящий общий черный провод соединялся с началом этой обмотки (1) и одним концом С (см. рис. левый нижний угол), а второй конец (1') этой обмотки соединялся с красным проводом, идущим с кнопки 3й (максимальной) скорости, ну и еще с одним из проводов другой обмотки... Ну и вдобавок, второй конец С соедеинялся только с одним проводком от обмотки, который (2') (2-2'=0.7к), это железно (99%). Поэтому и странно. Да и попробуйте скомутировать так, чтоб повторить замеры с такого же исправного (на сетевой вилке):
 I скорость - 1.3кОм (кнопки снизу вверх)
 II - 1.2кОм
 III - 1.0кОм
 Вот добавлю общую зарисовку обмоток:

 

 А вот это нашел фото в инете, один в один мой движок, только подводящие входные провода уложены в обратную сторону (китайцы тоже левшы бывают)):
 
 
Цитировать
возьми и посмотри проводом какого сечения намотаны обмотки , обмотка с проводом наименьшего сечения будет пусковой , обмотки с большим сечением будут рабочими

 Микрометра у меня под рукой нет, но если на глаз, то сечение одинаково (китай, одним словом).
 Но если следовать теории конденсаторных асинхронных двигателей, то рабочая и дополнительная (для пуска и длительной работы) обмотки должны быть с одинаковым сопротивлением.
 В данном случае это условие (1.0=0.7+0.2+0.1) соблюдается только для одной скорости, и судя по моей карикатурной зарисовке расположения обмоток, можно сделать вывод, что обмотки (2), (3) и (4) принадлежат к рабочему типу (внутреннее кольцо), а обмотка (1) скорее всего является дополнительной (внешнее кольцо).
 
Цитировать
...неправильно скомутировал , то есть перепутал начало-конец обмоток...

 если судя по все той же картинке, то не перепутал - 2,3,4 начала, 2',3',4' концы.
 
Цитировать
...собери вот такую тест схему...

 Попробую и по вашей схеме, но для тестового варианта, т.к. изначально на двигатель подается четыре провода.
 Т.е. можно попробовать по нижепреведенной?

 

 Ведь дополнителная обмотка с конденсатором все равно потом должна быть включена постоянно.
 
Цитировать
Ну и не забудь измерить ток если есть чем

 К сожалению, мой домашний мультиметр меряет только постоянный ток.
 
Цитировать
потом результаты опытов в студию

 Само-собой!) Просто сейчас и других дел навалилось...
 И спать когда-то тоже надо)    

Оффлайн Snow_Irbis

  • Дружинники
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9061
  • Пол: Мужской
     
Цитата: jondoor
В данном случае это условие (1.0=0.7+0.2+0.1) соблюдается только для одной скорости, и судя по моей карикатурной зарисовке расположения обмоток, можно сделать вывод, что обмотки (2), (3) и (4) принадлежат к рабочему типу (внутреннее кольцо), а обмотка (1) скорее всего является дополнительной (внешнее кольцо)


  Что я и предполагал

 
Цитата: Snow_Irbis
( перепутаны рабочая и пусковая обмотка ,неправильно скомутировал , то есть перепутал начало-конец обмоток )


  Потыркав свой вентилятор , увидел что скорость сразу после включения маленькая , затем можно ее ступенями регулировать . Поэтому попробуй произвести включение вот так

 

 
Цитата: jondoor
Попробую и по вашей схеме, но для тестового варианта, т.к. изначально на двигатель подается четыре провода.


  Для теста и собирается схема

 
Цитата: jondoor
Т.е. можно попробовать по нижепреведенной?

 

 


  Можно но тогда придется использовать иной алгоритм включения/выключения SA

 
Цитата: jondoor
Ведь дополнительная обмотка с конденсатором все равно потом должна быть включена постоянно


  Пусковую обмотку в тесте нужно после запуска выключать ( вообще можно пусковую обмотку не подключать а после включения двигателя руками подтолкнуть двигатель и он начнет крутится ) , в общем попробуй подключить по схеме ( смотри выше ) сразу и понаблюдай за двигателем , если нагрева не будет то вот оно и решение , если будет то делай тест схему    

Оффлайн jondoor

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 94
  • Пол: Мужской
     Полный провал!
 Без конденсатора в цепи по оригинальной схеме (рис.1) вентилятор отказывается работать, просто гудит. С толкача не заводится, с временным влючением С запускается, но при его отключении опять гудит и обороты падают до нуля.
 По схеме на рис.6 (пост 5, рис.1 - давайте нумеровать рисунки)) вентилятор очень быстро начинает вращаться, но в обратную сторону. Переключение кнопок скоростей особо не заметно. Я даже провода скоростей синий и красный не менял - пока нет смысла. Если отсоединить конденсатор, то сразу возникает слабый гул, а пропеллер начинает медленно останавливаться, как если бы его просто выключили. И с толкача естественно не заводится.
 ----------------
 п.с. Стал жителем и пропала последняя медалька((    

Оффлайн Snow_Irbis

  • Дружинники
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9061
  • Пол: Мужской
     
Цитата: jondoor
Полный провал!
 Без конденсатора в цепи по оригинальной схеме (рис.1) вентилятор отказывается работать, просто гудит. С толкача не заводится, с временным влючением С запускается, но при его отключении опять гудит и обороты падают до нуля.
 По схеме на рис.6 (пост 5, рис.1 - давайте нумеровать рисунки)) вентилятор очень быстро начинает вращаться, но в обратную сторону. Переключение кнопок скоростей особо не заметно. Я даже провода скоростей синий и красный не менял - пока нет смысла. Если отсоединить конденсатор, то сразу возникает слабый гул, а пропеллер начинает медленно останавливаться, как если бы его просто выключили. И с толкача естественно не заводится.


  Просто по очереди подключи к сети обмотки ( по одной ) 700 Ом /1 кОм и проверни вал двигателя , на той обмотке на которой двигатель начнет вращаться и будет рабочей обмоткой , а вторая пусковой , ну и уже от данного эксперимента будет идти дальше

 
Цитата: jondoor
п.с. Стал жителем и пропала последняя медалька((


  Так тот тип медали был только для первой группы , хотя у тебя другая появилась    

Оффлайн jondoor

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 94
  • Пол: Мужской
     
Цитата: Snow_Irbis
Просто по очереди подключи к сети обмотки ( по одной ) 700 Ом /1 кОм и проверни вал двигателя , на той обмотке на которой двигатель начнет вращаться и будет рабочей обмоткой , а вторая пусковой , ну и уже от данного эксперимента будет идти дальше

 Спс! Так и думал пробовать, но что-то мне думается,что вся загвоздка в обмотке, которая якобы пусковая, но на самом-то деле она дополнительная и поэтому возможно создает дополнительное постоянное смещение потока, и без этого дэвайс вероятно работать не захочет. Ну, да это пока предположение, правда пессимистическое. Но как говорится, утро вечера оптимистичнее)) (буду отрабатывать плюсы)). Практика покажет. А ведь завтра еще и ДР у любимой тещи!...
     

Оффлайн Snow_Irbis

  • Дружинники
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9061
  • Пол: Мужской
     
Цитата: jondoor
Спс! Так и думал пробовать, но что-то мне думается,что вся загвоздка в обмотке, которая якобы пусковая, но на самом-то деле она дополнительная и поэтому возможно создает дополнительное постоянное смещение потока, и без этого дэвайс вероятно работать не захочет.


  мы рассматриваем однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором , а ему пусковая обмотка нужна лишь для того что бы запустить двигатель , потом ее можно отключить ( отключение пусковой обмотки делается в многих бытовых устройствах , например в холодильниках пусковую обмотку отключает токовое реле , в старых стиральных машинах где использовался данный тип двигателя отключение пусковой обмотки реализовывалось механическим путем , с помощью кнопки ( тип правда не помню ) ) , поэтому я думаю что там все таки пусковая и рабочая обмотки без всяких заморочек    

Оффлайн Snow_Irbis

  • Дружинники
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9061
  • Пол: Мужской
     jondoor, ну как успехи ?